Владимир Фоканов (2wx) wrote,
Владимир Фоканов
2wx

Category:

Вертикаль, горизонталь и формат листа

I

На листе вертикаль означает пространство, а горизонталь - время. Это означает, что, выбирая для своего рисунка определённый формат, мы уже самим соотношением сторон листа заранее создаём у зрителя определённые ожидания: если лист вытянут горизонтально, зритель ожидает рассказ включающий несколько событий, если вертикально - одно событие, но рассмотренное пристально-подробно, как в кино при приближении камеры.

Рассмотрим на примере.

Вот маленький рисунок "Похищение Европы". Я вписал его в свой любимый квадратный формат. Квадратный формат означает, что я в своём рисунке не собираюсь делать особого акцента ни на времени, ни на пространстве, что я уделяю им равную долю, не отдаю ни тому ни другому какого-либо особого преимущества.

"Похищение Европы",Ai/Bamboo
[2wx] Похищение Европы A013 - 900


Теперь несколько вытянем этот рисунок по горизонтали. (В данном случае я сделал это почти чисто механически, воспользовавшись тем, что, в отличие от человеческой фигуры, где важны пропорции, растянутый лес всё равно читается как  лес.)

"Похищение Европы",Ai/Bamboo, горизонтальный вариант
[2wx] Похищение Европы A013a - 950
По сравнению с квадратным форматом,  в горизонтально протянутом рисунке появился упор на временную составляющую. Рисунок поменял смысл. Теперь он не просто рассказывает нам о факте путешествия, но как бы упирает на то, каким д о л г и м было поутешествие.

Вытянем рисунок аналогичным приёмом по вертикали.


"Похищение Европы",Ai/Bamboo, вертикальный вариант
[2wx] Похищение Европы A012b - 950

Теперь рисунок сосредоточивает зрителя на том, какое большое п р о с т р а н с т в о пришлось путешественниками преодолеть.

Вернёмся к квадратному формату - что означает он, если времени и пространству в нём уделены равные доли? В этом случае время и пространство отступают и вперёд выдвигается совсем особая компонента - взаимосвязь, пропорция. Взаимосвязи, конечно, и в вытянутых рисунках составляют суть композиции, но в квадратных они предстают, так сказать, в максимально оголённом виде.  Квадратное изображение тяготеет к з н а к у. Иероглифы, значки, медали, эмблемы, гербы всегда, в сущности, квадратны. Задачи, которые художник решает в квадратном формате - это по сути те же задачи, которые решает скульптор, у которого вообще нет в распоряжении каких-либо "границ листа" и произведение своё, скульптуру, он вынужден строить, распространяя его радиально от некоего воображаемого центра - обычно, цента тяжести.



II

Математика и изобразительное искусство - сёстры, обе они - всего лишь отрасли высшей эстетики, т.е. учения о пропорциях. Обычно считают, что наука познаёт истину, а искусство - красоту; увы, это не так, наука тоже познаёт всего лишь красоту, устанавливает пропорции между величинами и явлениями. Пропорция же - свойство конечного, относительного, когда мы говорим о бесконечном, мы должны перейти на другой язык. Истину исследуют только религии, наука и искусство слишком слабы для этого.

Да, но какое отношение это имеет к формату листа? А вот какое. Между математикой и изо есть одно важное различие в подходе к общности, в том, что они считают "общим случаем". Если в математической задаче вам говорят "рассмотрим четырёхугольник АBCD", то имеется в виду именно п р о и з в о л ь н ы й четырёхугольник, не прямоугольник, не ромб, не трапеция, и тем более не квадрат, который является сразу всем этим, вместе взятым. Решать задачу о четырёхугольнике, представляя на его месте ромб или квадрат - это ошибка, исследование только одного частного случая вместо случая общего.

В изо всё наоборот. Основой основ, "общим случаем", является именно квадрат. Ведь он, как было выше показано, не отдаёт какого-либо особого преимущества, ни пространственной, ни временной составляюшей. Следовательно, именно этот случай - общий, невыделяюшийся. И следовательно, если нет каких-либо особых причин, художник должен всегда брать именно квадратный лист, - а вот для того, чтобы о т с т у п и т ь от квадратного формата, нужно какое-то основание, какая-то особенность замысла, делающая необходимым взять лист, вытянутый горизонтально или вертикально.

Но художники в наше время все учились в школе, где проходили математику. Поэтому в голове у них застряло с 4го класса средней школы, что "общий случай" - это не квадрат. Никогда не отдавая себе отчёта в том, что они пользуются неким нелепым штампом, чисто механически, они подходят к формату максимально неправильно - им кажется, что это для квадратного листа нужны некие особые основания, а так вообще-то лучше взять лист "произвольный" - на практике обычно просто по формату купленного альбома или холста. При этом о пропорциях сторон, как правило, вообще не думают, и поэтому большинство картин в наше время просто имеет "канцелярский" формат - пропорции листа A4, т.е. приблизительно 2:3. Распространённые у классиков иные отношения сторон, например, тончайшая сплюснутость 9:10, или, напротив, вытянутость хотя бы 1:2, совершенно не в ходу. Вообще, большинство картин наших современников, даже учившихся в высших учебных заведениях, с точки зрения формата производят впечатление унылейшего хаоса и абсурда. Так и видишь, как художник берёт лист из стопки и пред тем, как провести первую линию, решает только одно - вертикально его развернуть или горизонтально. В обнажёнке, например, подход, грубо говоря, такой : "если модель стоит, разверни лист вертикально, если лежит - горизонтально". Между тем, как даже рисунок с обнажённого натурщика от выбранного формата меняет смысл: вертикальный заставит зрителя сосредоточиться на деталях анатомии, горизонтальный - на обстановке, и только квадрат даст зрителю сосредоточиться собственно на самой позе. И то же самое - в натюрмортах, в пейзажах. Большинство художников из-за этого нечуствия формата проигрывают картину ещё до её начала. И даже в удачной картине часто чувствуешь, как художник невероятными усилиями "приминал" замысел под нелепо изначально выбранный формат, вместо того чтобы затратить эти усилия на собственно композиционные задачи.

Вследствие этой общей утери чувствительности мне нет смысла здесь разбирать вопрос о пропорциях листа в тонкостях, т.е., скажем, подробно объяснять, что даёт разница между листами форматов 7:10 и 8:10. Я только поясню самые предельные случаи - очень небольшую сплюснутость формата типа 9:10, 8:10, или, наборот, чрезмерную вытянутость типа 1:10, 2:10, и то дам не подробные пояснения, а только намётки, след, по которому нужно идти. Небольшая сплюснутость формата по вертикали есть средство чрезвычайно усилить картину в глубину, показать в ней необъятные дали: мы можем видеть это на примере столь разнородных художников как Брейгель и Левитан. Чрезвычайное же вытягивание формата вдоль одной из сторон приводит к релятивистким эффектам. Вот, например, рисунок, представляющий собой практически вертикальный отрезок. Казалось бы, фигура вырезана, не влезла в лист, показан только кусочек целого. Её должно быть мало.Если бы формат был квадратный или мало сплюснутый, то, безусловно, так бы и было. Но формат взят вертикальный - и поэтому, наоборот, у зрителя есть (см. теорию выше) ощущение огромности показанного пространства, даже чрезмерности. Ему показали не мало - ему показали много, может быть, даже с л и ш к о м много, чрезмерно, неоправданно много.


"Девушка с
двумя цветками",
Ps/Bamboo
[2wx] Девушка с двумя цветками A056 - 950

Горизонтально же вытянутый формат - скажем, лента или фриз (вспомним фризы греческих храмов, вспомним рельефы саркофагов) - это средство показать огромный сюжет, например, целый миф, или ( в саркофагах) целую главу Евангелия. Сильно горизонтально вытянутый формат приводит к тому, что произведение изо начинает приобретать некоторые свойства произведения литературного - горизонтально вытянутый в ленту рисунок имеет уже некоторые свойства словесного текста.


III

Об исключениях. Исключениями являются случаи книги и храма, когда художник не выбирает формат рисунка, а формат этот задан свойствами листа книги или архитектурным устройством здания. Случай этот однако не более лёгкий, а более тяжёлый - ведь вместо простой согласованности изображения с его же собственными, тут же рядом лежащими краями, нужно добиться согласованности с целым огромным ансамблем совершенно разнородных элементов - для книги это разворот, шрифт, формат полосы и прочие бесчисленные элементы её конструкции, для здания - изощрённое трёхмерное сочетание всевозможных ритмически повторяющихся плоскостей.


IV

Нечто на закуску. На десерт обычно подают сладкое  - как считают дети, в награду за терпеливо съеденную здоровую пищу:) Читатель очень постарался, если дошёл до этого места статьи, и мне хочется как-то вознаградить его усилия, предложив ему нечто не совсем обычное, а именно сочетание нескольких форматов в одном. Это всё та же "Девушка с двумя цветками", уже показанная выше, но скомбинированная на одном листе с повторами. Я смастерил эту комбинацию для баловства, собираясь посмотреть, поразмышлять и удалить навсегда, однако результат оказался достаточно интересен, чтобы я не только не выбросил его, но и продолжал по сю пору находить его для себя интересным.


"Девушка с двумя цветками", Ps/Bamboo, вариант
[2wx] Девушка с двумя цветками B054w- 800


===
Tags: грамматика изо, графика, из дневников, красавица, линия, ню, эссе
Subscribe

  • Остаёмся в эфире

    Запись от 8 сентября, которой я назначил быть последней в своём дневнике, не будет в нём последней. Казнь отменяется. Я уже всё приготовил, всё…

  • Фоканагари

    Егор Фоканов, племянник мой (с этого года - уже студент) будучи ещё школьником, составил для забавы, по примеру фоканицы, русский алфавит на основе…

  • (no subject)

    Боюсь, про меня тоже будут говорить - вот де, тоже и нашим и вашим человек старался, и тебе икону Рождества нарисовал, и языческими сюжетами очень не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments