Владимир Фоканов (2wx) wrote,
Владимир Фоканов
2wx

Categories:

Искусство линии : мелизмы

Мелизмами в музыке называются крошечные мелодические фигуры, употребляющиеся для украшения мелодической  линии:форшлаги, группетто, трели, тремоло и т.д.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мелизм

В классическую эпоху композитор проставлял в нотной записи при соответствующей ноте обозначение необходимости мелизма, оставляя за исполнителем конкретную его расшифровку при исполнении произведения. В качестве образцового примера можно привести великолепную перекличку мелизмов в правой и левой руках в исполнении Гленном Гулдом бурлеска из Партиты  No. 3 in A Minor, BWV 827 И.С. Баха
http://www.youtube.com/watch?v=XiBmwl4c0IE

Аналогичный мелизмам приёмы употребляются в линейном рисунке. Вот некоторые из них. (Здесь и далее все картинки кликабельны)
Fon
Засечка на первой линии играет роль мордента, дрожащий участок второй линии можно уподобить трели, начальные и конечные участки третьей и четвёртой линии демонстрируют некоторые виды акцентов.

Приведём пример использования мелизмов в линейном рисунке.
Мелизмы 000
Глаза, как парный элемент в данном рисунке,  можно уподобить двум идентичным музыкальным фрагментам полифонического произведения, последовательно проведённым в правой и затем в левой руках. В том и в другом случае исполнитель рисунка употребил некоторые мелизмы, образующие контрапунктические пары, расположенные по принципу перекрёстной симметрии. Перекличка между соответстующими мелизмами даёт контрапунктический "диалог" глаз в рисунке.

Вот расшифровка некоторых парных контрапунктических моментов.

Мелизмы 001
1. Перекрёстная симметрия зазоров ("пауз")

Мелизмы 002
2. Перекрёстная симметрия касаний ("легато")

Мелизмы 003
3. Перекрёстная симметрия дрожаний ("трелей")

Мелизмы 004
4. Перекрёстная симметрия тупых и острых кончиков линий ("акцентов").

Такой диалог мелизмов (наличие малозаметных элементов перекрёстной симметрии в двух на первый взгляд идентичных фрагментах рисунка) даёт необходимое для остроты восприятия нарушение монотонности в изображении глаз. Будь глаза в рисунке полностью и окончательно симметричны, т.е. повторяй правый глаз левый с точностью до отражения, зритель невольно пропускал бы такие  "неинтересные" глаза при рассматривании рисунка, поскольку полная тавтология (повтор) скучны нашему зрению и сознанию.
Tags: грамматика изо, графика, искусство, линия, эссе
Subscribe

  • Миг вожделенный настал

    Миг вожделенный настал, Окончен мой труд вдохновенный...

  • Второй беловик выложен на Галлерикс

    Три замечания. 1) Не исключено, что я продолжу работу над рисунками до самой типографии (если дело сверх ожидания, до неё всё-таки дойдёт). Поэтому…

  • Автобиографическое

    Можно сказать, портрет заказчика. В возрасте с 8 до 13 лет я очень хотел стать художником, но тогда у меня ничего не получалось. Сейчас, при седых…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments