Владимир Фоканов (2wx) wrote,
Владимир Фоканов
2wx

Волосы в изо

.

Рисунок Александра Яковлева, "Стрижка".
Использован с любезного разрешения автора.


Лет 30 назад, когда я впервые читал отцов Церкви, меня удивила мысль св. Кирилла Александрийского, что строение человеческого тела есть знак, нарочно приспособленный для выражения внутренней человеческой сути, причём каждая часть этого знака выражает  какую-либо нашу душевную способность.Так, например, множество волос, покрывающих нашу голову, писал св. Кирилл, знаменует наличие в человеческой голове м_ы_с_л_е_й.

Идея, что причёска - изображение разума, вначале  улыбнула меня. Одно дело философские  истины о знаковости тела, совсем другое - прямодушный детский вывод, что волосы изображают мысли. Получается, что у двух разных людей с одинаковыми причёсками мысли будут одинаковые? Ниже я вернусь к этому вопросу, а пока скажу, что практика рисовальщика с годами убедила меня, что св. Кирилл был однозначно и полностью прав. Художнику действительно приходится считаться с этим - волосы в рисунке изображают мысли и ничто иное.

Обычно считается, что мысли у человека  выражаются глазами. Может быть в жизни, когда в разговоре мы смотрим в глаза собеседнику, мы, действительно, пытаемся читать мысли прежде всего по глазам. Но что касается, рисунков,то, во-первых, в рисунках вследствие необходимости соблюдения пропорций, глаза, как правило, занимают слишком малое место, а во-вторых (хотя я не могу сейчас на этом останавливаться подробно) глаза и в рисунке и в жизни выражают на самом деле волевой момент, они выражают намерение, действие (может быть, когда-нибудь в другой статье я распишу это подробнее). Желая изобразить чувства, мы, конечно же, обратимся к мимике. Ни ни глаза, ни мимические гримасы не наполнят персонажа мыслями. Мысли у персонажа появятся, только если у него будут соответственным образом нарисованы волосы - или головной убор, который иногда берёт на себя ту же функцию.

Попробую привести примеры.

Ну, во-первых, отсутствие волос, лысина. Теория св.Кирилла предсказывает, что отсутствие волос должно восприниматься как отсутствие мыслей. Действительно, лысеющие мужчины часто переживают, что лысина придаёт им глупый вид. Лысина, может быть, и не придаёт глупого вида в жизни. Но в рисунке она, безусловно, обедняет, потому что она есть пробел на том месте, где могло бы располагаться средство выразительности. Если, конечно, это не лысина, обрамлённая взволнованными космами - такая лысина как бы представляет собой сияющий пик, момент просветления, к которому восходят спутанные волны мыслей. Рисуйте учёного с маленькой сияющей площадкой на кумполе среди размётанных косм - и ваш учёный будет казаться гением. Глупее же всего будет выглядеть персонаж с редким пушком на голове. Мысли как бы хотели вырасти из такой головы, да не могут.

Лысина, сделанная нарочно - бритая голова - выражает нарочитое, намеренное отсутствие мыслей. Такой персонаж не столько не думает, сколько не хочет думать. Он настроен решительно. Бритоголовый человек - человек действия. Бритоголовость не получится показать через блестящесть, придётся оставить небольшой ёжик. Эта короткая щетина - маленькое расстояние между осмыслением ситуации и принятием решения. Маститый разведчик тоже должен быть коротковолос, но не в такой степени как гладиатор - чтобы зритель понимал, что прежде чем действовать, разведчик всё-таки успевает кое-что сообразить.

Длинные волосы - созерцательность. Свисающие космы - предельная созерцательность. Художники недаром стараются отрастить себе патлы - без патл никто не поверит, что вы склонны что-либо созерцать. А длинные, спутанные, безвольно свисающие космы - предел созерцательности, переходящий в бездеятельность. Таким может быть хиппи, например, или йог. Патлы, связанные сзади в хвост, означают созерцательность, которую стараются унять, которой стараются придать некоторую систему.

Вообще, свободный волос характеризует мысли беспорядочные, наличие причёски - мысли, загнанные в систему. Бесполезно изображать свободолюбивого бунтаря с прилизанной причёской официанта. Совмещение же буйства с системой - т.е. наличие причёски в непокорном волосе - знаменует поэзию. Таков должен быть поэт - встрёпан, но не как после сна, а как в результате шевеления того, что первоначально было красивой причёской. Вообще, шевеление волос означает вдохновение. Предельное вдохновение - волос, поднятый на дыбы. Вспомните портреты Бетховена с его вздыбленной львиной гривой. Отдельно поднявшийся вихор означает пришедшую внезапно мысль; постоянно торчащий один и тот же вихор - постоянную зацикленную идею, характеризующую персонажа. Встрёпанность же как после сна означает лишь спутанность мыслей и хаос.

Я предоставляю читатель самому додумать, что символизируют все другие разновидности состояния шевелюры, а также различные причёски, женские или мужские, или такое вырожденное явление, как волосы искусственные, парики - кстати в XVII-м веке, в лицемерный век сухого рационализма, размер и вес париков достигают слоновьих размеров. Я остановлюсь только на конкретно интересующей меня теме волос и женской наготы.

Первое, что следует отметить - нагота женщины не является полной, пока волосы её полностью не распущены. Абсолютно нагая женщина с тщательной причёской - нагая всё-таки не абсолютно. Если волосы скручены и уложены тщательно и туго - она не нагая вообще. Уложенный волос показывает, что  мысли отнюдь не отпущены на свободу, барьеры не сняты, и всё происходит в рамках собственной воли; просто персонаж без одежды. И наоборот, распущенные волосы даже при одетости дают некоторое ощущение наготы - недаром девушки в определённом возрасте распускают волос в любую погоду и при любых обстоятельствах, даже в шубе зимой. Вообще длина девичьих волос показывает как далеко простираются мысли девушек по части любовных поисков - и насколько этот поиск свободен. Длинный волос, развевающийся на ветру как пиратский флаг - это вообще крайняя степень готовности к приключениям. Девушка, чьи длинные волосы собраны в косу, хотя бы лежащую на плече - уже будет разборчива и отнюдь не все приключения будут для неё приемлемы. Тугая коса означает строгую дисциплину, вялая - просто некоторую систему в них, но даже крошечный элемент собранности, - например, заколка на затылке  - уже знаменует не полную анархию. Если же коса тугая и собрана в корзинку на затылке - значит, даже при самых сильных желаниях девушка будет строжайше их контролировать.

Вообще, различие в женских и мужских причёсках в Европе показывает наше европейское отношение к различиям в мышлении полов. Женское мышление последовательнее, связнее, менее импровизационно, и  как правило подчинено какой-то узкой системе; порою раз навсегда, увы, усвоенной - такую систему можно заменить только целиком; и действительно, желание абсолютно переменить причёску у женщины обычно связано с желанием переменить в целом мысли и вообще жизнь. Хаос женских мыслей, как хаос в женской причёске, всегда искуствен, обманчив, он на самом деле придуман и продуман. Мужские же мысли по настоящему хаотичны; в них больше энергии и они склонны к отсутствию какой-либо раз навсегда усвоенной системы. Мужчина со строго определённой причёской - неважно, пробор ли это бизнесмена, или ирокез футболиста - вызывает подозрение в том что он вынужден вести по-женски устоявшийся, чересчур для мужчины дисциплинированный  образ жизни, связанный с ежедневным повторением одних и тех же действий : однотипных финансовых операций или физических упражнений.

Ну вот, вкратце это  всё, для маленького эссе сказано достаточно, при желании всё легко додумать самому. Добавлю только, что сказанное выше о причёсках относится, конечно же, и к головным уборам. В жизни между головным убором и причёской, естественно, есть большая разница. Но  роль, которую они выполяют в изо, в сущности, совершенно одинакова.

Вывод? Следите за волосами персонажей, которых рисуете, художники.


ДОБАВКА 9 ИЮЛЯ
8-9 июля Тихон Власов на Фейсбуке сделал к тексту два комментария, который просто нельзя не добавить к тексту статьи.
Тихон Власов "Немного уточню, что традиционно волосы связаны с памятью. Хотя тут нет противоречия, память можно трактовать как мысли о прошлом. Именно поэтому, когда требуется обновление человеческой памяти, как призыв к новой жизни, применяется пострижение. И при пострижении в монахи, и в армии. При этом, после обновления монахи более не стригутся, что понятно, а вот солдат обновляет свою память после каждого боя....."
"Единственно, Владимир, это дает посыл в область уже не изобразительную, а уже психо-физическую (или не знаю) и разворачивает ситуацию более конкретно к практике. Еще добавлю, глубоких стариков не рекомендуют стричь именно из за боязни ослабить и без того слабую память."
Tags: грамматика изо, эссе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments