Владимир Фоканов (2wx) wrote,
Владимир Фоканов
2wx

Categories:

Нетварный свет

В огромном, двухчасовом, очень интересном интервью Заславского "Беседа с А.С.Заславским" в момент 1:47:35 Анатолий Савельевич говорит о нетварном свете. Несомненно, он говорит о том самом нетварном свете, который когда-то так поразил Платона, о котором столь подробно поведал Плотин, который так защищал среди христиан св.Григорий Палама в своих знаменитых речах о монахах-молчальниках. Вообще описания встреч с нетварным светом присутствуют во всех религиях и культурах, они всегда совершенно узнаваемы и абсолютно идентичны, не различаясь буквально ничем даже в деталях, - я думаю, свет этот, всегда неизменный, сопровождает человечество ещё с пещер и первое свидетельство о нём могли бы, наверное, дать ещё неандертальцы. Сам я не видел его никогда (ну вот только когда мама умирала), ко мне чувство физически ощутимого присутствия Бога приходит совершенно другим путём, оно приходит от жертвы, от выполненного долга; - т.е. когда я, преодолевая себя, делаю что-то неприятное и тяжёлое, что мне делать страшно, но что я сделать должен, потому что это нужно другим людям. (И это не связано с мистикой света - к моим ощущениям  ближе всего описания Достоевского о том чувстве, которое посещало Фёдора Михайловича в последнее мгновение перед эпилептическим припадком.)

Об этом опыте встречи с нетварным светом свидетельствуют практически все любимые мною художники, некоторые прямо, некоторые - косвенно. Вот Мандельштам, например, сколько я помню, нигде не упоминает о нетварном свете прямо, но его описание сущности христианского искусства однозначно изобличает наличие того же опыта встречи со "стихией вечной свободы" (как называет это Заславский в 1:30:50). Просто встреча эта произошла каким-то другим путём.

Христианское искусство всегда действие, основанное на великой идее искупления. Это бесконечно разнообразное в своих проявлениях «подражание Христу», вечное возвращение к единственному творческому акту, положившему начало нашей исторической эре. Христианское искусство свободно. Это в полном смысле этого слова «искусство ради искусства». Никакая необходимость, даже самая высокая, не омрачает его светлой внутренней свободы, ибо прообраз его, то, чему оно подражает, есть само искупление мира Христом. Итак, не жертва, не искупление в искусстве, а свободное и радостное подражание Христу — вот краеугольный камень христианской эстетики. Искусство не может быть жертвой, ибо она уже совершилась, не может быть искуплением, ибо мир вместе с художником уже искуплен, — что же остается? Радостное богообщение, как бы игра отца с детьми, жмурки и прятки духа! Божественная иллюзия искупления, заключающаяся в христианском искусстве, объясняется именно этой игрой с нами Божества, которое позволяет нам блуждать по тропинкам мистерии, с тем чтобы мы как бы сами от себя напали на искупление, пережив катарсис, очищение в искусстве. Христианские художники — как бы вольноотпущенники идеи искупления, а не рабы и не проповедники. Вся наша двухтысячелетняя культура благодаря чудесной милости христианства есть отпущение мира на свободу; для игры, для духовного веселья, для свободного «подражания Христу».


Кстати, эти слова Мандельштама для меня - манифест в искусстве, моё личное кредо. Для меня в этих его словах присутствует всё, что мне как художнику требуется для работы - и устав, и программа, и молитвенное правило, и исповедание художественной веры.

Раз уж зашла речь о св.Григории Паламе, покажу картинку, которую я нарисовал лет, наверное, 30 назад. Это недоделанная икона. Не доделал я её по той причине, что обнаружил у себя ошибку - я рисовал по очень мелкой ксерокопии с выцветшей книги и у меня св.Григорий вышел прямоволосый шатен с голубыми глазами. В то время как на самом деле, как я убедился много позднее по хорошим цветным воспроизведениям икон св.Григория, был он черняв, круто кудряв, черноглаз, и вообще, судя по всему, был такой "очень грек", в духе даже этакого Демиса Руссоса. Доделывать икону я не стал, но и выкидывать её рука не поднялась - чем-то она всё-таки нравится мне. Это очень маленькая такая штука, нарисована на буковой дощечке шириной сантиметров десять, не больше, простой гуашью.

Св Григорий Палама 021e-001aaa.jpg

.

Tags: графика, эссе
Subscribe

  • Менструация и Причастие

    Уверен, что ставить немощи женской природы выше спасающей силы Божией - это род ереси и хуление благодати. Вкравшиеся в канонические сборники…

  • Работа над вторым изданием "Руслана" идёт к концу

    Я близок уже к завершению второго беловика вёрстки, из 88 рисунков осталось поправить 4. (Второй беловик на самом деле — последний. Третий — это…

  • Тезей

    Я посвящаю этот рисунок своему брату Илье, храбро борющемуся с неблагоприятными экономическими обстоятельствами за достойную жизнь для своей семьи.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments