Владимир Фоканов (2wx) wrote,
Владимир Фоканов
2wx

Categories:

Не служить искусству. Александр Пушкин и Иоганн Бах

Пушкин работал по утрам, в постели, от пробуждения и часов до 11ти-12ти. Замысел в таком расписании был тот, что искусство не должно было мешать ему жить. Когда Пушкин наконец вставал и чистил зубы, он переставал быть поэтом - начинался его обычный день, расписание которого совершенно совпадало с расписанием дня обычного человека, его современника. Современники, по крайней мере люди его сословия в России, вставали, приблизительно в тот час, когда "рабочий день" Пушкина заканчивался. Об утренних развлечениях Пушкина они не знали; в течение дня, вечера и ночи Пушкин всегда был у всех на виду; получалось, что Пушкин не работает никогда. Репутацией лентяя Пушкин очень дорожил, но соль для него всё-таки была не в этом. Главная соль была в том, чтобы не приносить жизнь в жертву искусству. Вести жизнь обычного человека.

Ещё более обычную жизнь вёл Иоганн Бах. Для Баха искусство было профессией, ремеслом, с помощью которого Бах кормил семью. Кормить было кого: 21 ребёнок!... Поэтому Бах занимался своим ремеслом много времени и постоянно старался в нём совершенствоваться. Ещё больше времени, чем стараниям ради заработка, Бах уделял на передачу своих умений любимым детям - ведь им впоследствии тоже предстояло зарабатывать себе на хлеб профессией музыканта. Трое из его детей стали признанными гениями, другие такого признания не нашли, но в семье Бахов общественное признание и титул гения не считались слишком важными; - только в той мере, в какой это могло помочь зарабатывать на жизнь. В семье Бахов и сочиняли, и пели, и на инструментах играли, и даже ноты гравировали для р_а_з_в_л_е_ч_е_н_и_я ; в основном друг для друга; - ну и ещё для друзей семьи. Кантата "Феб и Пан" сочинена была для семейного исполнения, "Темперированный клавир" - для обучения, и так далее, и так далее;  прочие сочинения, - в основном на конкурс, для получения работы. Со своей гениальностью Бах не парился, исключительного себе места не требовал и сам себе его не предоставлял; не ленился переписывать вручную целые тома сочинений коллег, которых уважал, например, Телеманна (опять таки для домашнего исполнения и для публичных выступлений) - а в нотную тетрадь Анны-Магдалены вписывал с равным усердием и чужие сочинения, и свои.

---
И это были два величайших гения всех времён и народов.

Сравните, господа, с визгливым, раздутым и параноидальным пониманием гениальности в наши дни. В наши дни считается что гений прежде всего должен принести в жертву родных и окружающих. Если он не срёт на голову всем подряд, он рискует быть заподозренным в недостаточности таланта. Далее он должен принести в жертву идолу искусства самого себя - не работать, опуститься, спиться, обколоться. Желательно, чтобы в конце карьеры, изведя всех вокруг, он утопился или повесился сам (самоубийство - особо серьёзное удостоверение гениальности). Словом, в нашем понимании гений совпадает со злодеем. А ведь гений и злодейство - несовместны.

По той причине, что настоящий гений - простой обыватель.

* * *
Tags: грамматика изо, эссе
Subscribe

  • Мн

    немного доработал Мн, Ar+Intuos

  • Девушка с книжкой

    "Девушка с книжкой", Ar+Intuos

  • Красные цветы

    По мотивам картины Г.Шурыгина "Красные туфли". Оригинал можно посмотреть вот здесь. "Красные цветы", Ar+Intuos

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Мн

    немного доработал Мн, Ar+Intuos

  • Девушка с книжкой

    "Девушка с книжкой", Ar+Intuos

  • Красные цветы

    По мотивам картины Г.Шурыгина "Красные туфли". Оригинал можно посмотреть вот здесь. "Красные цветы", Ar+Intuos